Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта в установленном порядке исполнены поручения, данные исполняющим обязанности начальника Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Вячеславом Гарковцом 13 октября 2023 в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Зырянова Романа Руслановича с просьбой провести проверку законности полетов воздушных судов над Московской кольцевой автомобильной дорогой (далее – МКАД) доложено, что магистраль воздушных судов (далее – МВЛ) над МКАД предназначена для обхода запретной зоны над городом Москва и установлена шириной 2 км на высотах 100–200 метров. Установить высоту полета выше не представляется возможным из‑за близко расположенных схем захода на посадку на аэродромах Москва (Внуково) и Москва (Шереметьево). По данной МВЛ выполняются полеты самолетов и вертолетов государственной, экспериментальной и гражданской авиации по правилам визуальных полетов для прилета на аэродромы, вертодромы и посадочные площадки, расположенные вдоль МКАД, в том числе на территории города Москвы, а также вылета с них. Воздушным законодательством Российской Федерации полеты воздушных судов над населенными пунктами не запрещаются. На основании статьи 72 Воздушного кодекса Российской Федерации полет воздушных судов над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Ответственность за соблюдением выполнения правил полетов возлагается на командира экипажа, осуществляющего непосредственное управление воздушным судном. Обслуживание воздушного движения в зоне ответственности филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» осуществляется согласно требований нормативно-правовых документов, на основе представленных в Московский региональный центр управления воздушным движением планов полетов и полученных разрешений на использование воздушного пространства. Нарушений воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов над МКАД органами обслуживания воздушного движения и по материалам наземных средств объективного контроля не зафиксировано;
по обращению Малныкиной Евгении Вячеславовны с просьбой дать разъяснения о порядке возврата денежных средств за неиспользованный авиабилет доложено, что в целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принят Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ). Федеральный закон № 166-ФЗ предусматривает, что при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, повлекшим ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира и возврат провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года, осуществляется в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации. При этом согласно Федеральному закону № 166-ФЗ особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира и правило о возврате провозной платы распространяется как на договора, заключенные по «возвратному», так и по «невозвратному» тарифу. Особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, порядок и сроки возврата провозной платы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 года № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (далее – постановление Правительства № 991) и распространяются на договора воздушной перевозки пассажира, подлежащие исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенные до 1 мая 2020 года. Постановление Правительства № 991 устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Для зачёта ранее оплаченной суммы в счёт оплаты услуг по перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажиру нужно направить перевозчику уведомление. При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети «Интернет», посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика направить пассажиру в течение 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении. Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика. В случае, если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата должна быть возвращена пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Пассажир вправе подать заявление о возврате денежных средств, по своему усмотрению либо на сайт перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления, перевозчик обязан направить денежные средства на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика;
по обращению Местечкиной Елизаветы Сергеевны с просьбой дать разъяснения по вопросу внесения изменений в сертификат эксплуатанта единичного экземпляра воздушного судна для выполнения авиационных работ доложено, что внесение изменений в сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 ноября 2020 года № 494 (далее – ФАП-494). В соответствии с пунктом 2.3. ФАП-494 эксплуатант не должен использовать воздушные суда, обладающие сертификатом летной годности, выданным на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, при выполнении авиационных работ, предусматривающих нахождение на борту лиц, не входящих в состав экипажа воздушного судна. Учитывая изложенное ограничений на внесении в сертификат эксплуатанта единичного экземпляра воздушного судна не предусмотрено при условии, нахождения на борту лиц входящих в состав экипажа;
по обращению Серовой Людмилы Владимировны с просьбой дать разъяснения по вопросу получения акта оценки беспилотного воздушного судна на его соответствие применяемым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации доложено, что согласно письму Федерального агентства воздушного транспорта от 5 октября 2023 года № Исх-39357/03, акт оценки беспилотного гражданского воздушного судна на его соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации оформляется организацией, обладающей сертификатом, выданном в порядке, определенном Федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2015 года № 285, имеющие в приложении к сертификату организации по техническому обслуживанию разрешение «А4» для технического обслуживания воздушных судов;
по обращению Шурыгина Антона Игоревича с просьбой дать разъяснения по вопросу о требуемом количестве пожарных машин, необходимом для обеспечения пожарной безопасности на территории аэропорта, доложено, что в соответствии с пунктом 5 главы II Федеральных авиационных правил «Аварийно- спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2020 года № 517 (далее – Правила № 517), с целью организации аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме гражданской авиации, на котором выполняются полеты, оператором аэродрома устанавливается категория взлетно-посадочной полосы по уровню требуемой противопожарной защиты, из расчета размеров наибольших воздушных судов, допущенных к эксплуатации на аэродроме и количества взлетов и посадок воздушных судов самой высокой категории. В соответствии с пунктом 6, главы II Правил № 517, согласно таблице категорий уровня требуемой противопожарной защиты, рассчитывается количество аэродромных пожарных автомобилей находящихся на дежурстве в службе противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов, количество основных и дополнительных огнетушащих веществ, вывозимого дежурными аэродромными пожарными автомобилями. В соответствии с подпунктами 54 и 151 Правил № 517 аварийно-спасательным подразделением службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов для оперативного реагирования на чрезвычайную ситуацию связанную с воздушным судном, рядом с взлетно-посадочной полосой выставляется аварийно-спасательный пост на котором осуществляется дежурство пожарных автомобилей с аварийно-спасательным(и) отрядом(ами) и организуется постоянное наблюдение за взлетом и посадкой воздушных судов.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.