Департаментом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Центральному федеральному округу в установленном порядке исполнены поручения, данные исполняющим обязанности начальника Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Центральному федеральному округу Еленой Никулиной 26 мая 2022 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Жилиной Анны Владимировны по вопросу негативного воздействия на окружающую среду материалов, используемых в дни праздничных мероприятий над городом Москвой, для рассеивания облачности, доложено, что к основным факторам, влияющим на окружающую среду при проведении работ по искусственному регулированию погодных условий, могут быть отнесены: загрязнение атмосферного воздуха, почвы, растительности и открытых водоемов используемыми реагентами; изменение режима осадков в районе работ и, возможно, на подветренной территории, куда реагент переносится воздушными потоками. Поскольку локальные и эпизодические работы (всего три работы в году – 9 мая, 12 июня и на День города Москвы) по уменьшению осадков над заданной территорией, проводятся в течение короткого времени и серьезно не могут влиять на общий режим осадков, то такое уменьшение осадков, может быть исключено из числа отрицательных факторов, влияющих на окружающую среду. Изменение же режима осадков на подветренной территории ни в одной из известных экспериментальных работ не обнаружено. В работах по искусственному регулированию погодных условий в качестве основного фактора возможного отрицательного влияния на природную среду является ее вероятное загрязнение реагентами. В настоящее время, в качестве реагентов для воздействия на облачность с целью регулирования количества и интенсивности осадков используются твердая двуокись углерода, жидкий азот и йодистое серебро, а для подавления развития конвективных облаков – грубодисперсные порошки (преимущественно цемент). Используемая для активных воздействий твердая углекислота после ее сброса с самолета испаряется и переходит в углекислый газ. Максимальное привносимое воздействиями увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере составляет не более 40 кг на 1 кубический километр, что на четыре порядка меньше естественного содержания углекислого газа в 1 кубический километр атмосферы. Использование жидкого азота для засева облаков с расходом порядка 100–300 г/кмЗ не может повлиять на процентное соотношение азота (78%) и других газов в составе воздуха и является абсолютно безопасным. Влияние йодистого серебра на природную среду заключается в его бактерицидном действии, которое определяется концентрацией этого вещества. Проведенные многолетние измерения содержания йодистого серебра в трех средах — в атмосферном воздухе, в водоемах и почве на территории проведения производственных регулярных активных воздействий с целью предотвращению градобитий, показали, что его общее поступление в окружающую среду как следствие воздействий ничтожно мало по сравнению с поступлениями из других антропогенных источников. Что касается использования порошкообразных реагентов, они представляют собой цемент, состоящий из частиц значительно крупнее атмосферного аэрозоля (так называемые грубодисперсные порошки). В результате они быстро выпадают на подстилающую поверхность, рассеиваясь на большой территории. Максимальное количество выпадающего грубодисперсного порошка на 1 кв. км не превышает 20–30 грамм за один день воздействий, что также составляет ничтожную долю от выпадающих на подстилающую поверхность частиц природного происхождения (перенос ветром почвы, песка, выбросов вулканической деятельности, солевых частиц от испарения капель над поверхностью океанов и т. д.);
по обращению Кожушко Ивана Владимировича по вопросу классификации уровня опасности от погодных условий для населения доложено, что интенсивность метеорологических явлений классифицируется в соответствии с Положением о порядке информирования населения и других заинтересованных пользователей об угрозах возникновения опасных метеорологических явлений на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утвержденном приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее – Росгидромет) от 5 августа 2016 года № 341. Согласно вышеуказанного Положения, существует 4 уровня опасности. Первый уровень опасности – минимальный; четвертый – максимальный. Уровни опасности территорий визуально представляются путем «заливки» соответствующих районов на карте (картографической основе) пятью различными цветами. Дополнительно на карте отмечаются территории с отсутствием фактической и прогностической информации. Учитываются (прогнозируются) уровни опасности от погодных факторов, связанных со следующими метеорологическими явлениями: высокая температура, низкая температура, скорость ветра, осадки жидкие (дождь), осадки твердые (снег, мокрый снег), обледенение, гололедно-изморозевые отложения, туман, заморозки, конвективные явления (гроза, град), высокая пожарная опасность в лесах. Также могут быть учтены другие метеорологические явления;
по обращению Корытиной Людмилы Владимировны по вопросу согласования строительства в пределах охранной зоны метеорологической станции доложено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2021 года № 392 «Об утверждении Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года № 972 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 года № 19» (далее – Положение), вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, отменено два вышеуказанных нормативных правовых акта, однако не содержит норм о согласовании строительной или иной хозяйственной деятельности в охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть и находящихся в федеральной собственности. Положением установлены ограничения на ведение хозяйственной деятельности в охранных зонах стационарных пунктов наблюдений;
по обращению Лариной Валентины Владимировны по вопросу получения материалов из архива данных метеорологических спутников доложено, что архив метеорологических спутниковых данных входит в состав Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды. Архив спутниковых данных ведется подведомственной Росгидромету организацией – Научно-исследовательским центром «Планета» с 1979 года. Архив содержит исходные данные, принятые с российских и зарубежных космических аппаратов, спутниковую продукцию и данные, получаемые по системам международного обмена EARS и EUMETCAST. Спутниковые данные хранятся в виде фотоматериалов (174 000 негативов-оригиналов) и в цифровом формате на магнитных лентах роботизированных библиотек. Суммарный объем цифровых данных составляет 3098,9 Тб. Доступ к хранящимся данным осуществляется с помощью электронного каталога, размещенного в среде Internet;
по обращению Максимовой Александры Юрьевны по вопросу об организациях, осуществляющих мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в городе Москве, доложено, что государственный мониторинг атмосферного воздуха на территории города Москвы осуществляет подведомственное Росгидромету Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Центральное УГМС»). Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в Москве производится на 16 пунктах государственной сети наблюдения. Посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха располагаются с жилых районах, вблизи автомагистралей и крупных промышленных объектов. Режим наблюдений ежедневный 2–4 раза в сутки. Ежедневную информацию об уровне загрязнения атмосферного воздуха в городе Москве и Московской области можно узнать на сайте ФГБУ «Центральное УГМС» (www.ecomos.ru).
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.