Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта в установленном порядке исполнены поручения, данные исполняющим обязанности начальника Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Вячеславом Гарковцом 20 октября 2022 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Демидовой Екатерины Дмитриевны с просьбой разъяснить порядок получения компенсации при обнаружении дефекта на своем багаже после авиаперелета доложено, что порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется Воздушным кодексом Российской Федерации (далее – ВК РФ) и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 годя № 82 (далее ФАП-82). В соответствии с пунктом 1 статьи 118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или пассажиру. Согласно пункта 1 статьи 124 ВК РФ по требованию пассажира при предъявлении перевозочного документа перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика. В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ВК РФ, право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки — пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта. В соответствии с пунктом 1 статьи 127 ВК РФ, в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа, груза при международных воздушных перевозках лицо, управомоченное на получение багажа, груза, при обнаружении таких недостачи или повреждения (порчи) должно предъявить претензию к перевозчику в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа с момента обнаружения таких недостачи или повреждения (порчи), но не позднее семи дней со дня получения багажа. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 119 ВК РФ, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза. Согласно пункту 126 ФАП-82, пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа. Ценность зарегистрированного багажа объявляется для каждого места багажа в отдельности. Согласно пункту 127.1 ВК РФ, перевозчик обязан в течение 30 дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившего претензию, об удовлетворении или отклонении претензии;
по обращению Ким Валерии Андреевны с просьбой дать разъяснения порядка обмена билета или получения за него компенсации в случае отмены рейса непосредственно перед вылетом доложено, что порядок воздушной перевозки пассажиров регламентируется. Согласно пункту 6 ФАП-82 перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее – уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее – обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза. Согласно пункту 231 ФАП-82 возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Для возврата денежных средств за неиспользованный билет Ким В.А. необходимо обратиться непосредственно по месту приобретения билетов;
по обращению Марфутины Валерии Владимировны с просьбой дать разъяснения порядка проведения через уполномоченный орган одобрения модификаций и изменений типовой конструкции воздушных судов, которые внесены в Государственный реестр гражданских воздушных судов в 2022 году, при приобретении и регистрации воздушного судна иностранного производства на территории Российской Федерации доложено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 мая 2022 года № 837 «О внесении изменений в приложение № 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 № 353», эксплуатация гражданских воздушных судов иностранного производства допускается к дальнейшей эксплуатации при наличии сертификата летной годности, разрешения на бортовую радиостанцию, свидетельства о государственной регистрации воздушного судна, требования ВК РФ, Федеральных Авиационных Правил «Подготовка и выполнение полетов в граж-данской авиации Российской Федерации» утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года № 128 (ФАП-128) и эквивалентных им документов, выданных авиационными администрациями иностранных государств в соответствии со статьей 83bis Конвенции о международной гражданской авиации. Уполномоченный орган при регистрация воздушных судов иностранного производства на территории Российской Федерации руководствуется Приказом от 5 декабря 2022 года № 457, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 марта 2014 года № 31590. Собственник (Заявитель) при регистрации или изменении модификации в связи с его переоборудованием гражданского воздушного судна иностранного производства предоставляет в уполномоченный орган соответствующее заявление. Порядок получения сертификата летной годности воздушных судов иностранного производства производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 мая 2022 года № 837 «О внесении изменений в приложение № 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 № 353». Оценка летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства допускается в отношении воздушных судов, изменения типовой конструкции которых были внедрены до 1 марта 2022 г. на основании документации, одобренной государством разработчика воздушного судна, или одобрены Федеральным Авиационным Агентством, Европейским агентством безопасности полетов (EASA);
по обращению Мочалова Дениса Васильевича по вопросу ограничений для организаций или индивидуальных предпринимателей при получении сертификата эксплуатанта для выполнения авиационных работ доложено, что порядок выполнения авиационных работ регламентируется ВК РФ и Федеральными авиационными правилами при соблюдении «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» утверждены приказом Министерства транспорта от 19 ноября 2020 года № 494 (далее — ФАП № 494). Согласно пункт 2.1. Главы II ФАП-494 эксплуатант должен владеть воздушным судном на праве собственности или ином законном основании. Эксплуатируемые воздушные суда должны быть оборудованы для выполнения заявленных видов авиационных работ. Эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ по договору гражданского-правового характера специалистов, включая лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ (далее – авиационный персонал), организовать подготовку и контроль квалификации принятых (привлеченных) на работу специалистов, включая лиц из числа авиационного персонала, а также исполнение работниками нормативных правовых актов, регулирующих выполнение авиационных работ, и иных правил и процедур, установленных воздушным законодательством Российской Федерации, необходимых для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а также государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, и государства регистрации (учета) воздушного судна; разработать и утвердить программу авиационной безопасности, содержащую комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, видов авиационных работ. Эксплуатант не должен обеспечивать поддержание квалификации авиационного персонала и работника, привлекаемого для выполнения работы по договору гражданско-правового характера, если на день осуществления авиационной работы квалификация работника соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и эксплуатанта. Программа авиационной безопасности согласовывается уполномоченным органом. При соблюдении данных пунктов ФАП-494 ограничений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нет;
по обращению Махоткиной Александры Андреевны с просьбой дать разъяснения порядка получения разрешения для выполнения полетов беспилотного воздушного судна в городе Москве и Московской области доложено, что воздушными судами осуществляется в соответствии с Порядком использования воздушного пространства Российской Федерации утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 (далее – ФП ИВП). В соответствии с требованиями статьи 49 ФП ИВП, и в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы «Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над Москвой, а также на посадку (взлет) на расположенные в границах Москвы площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации», утвержденного Постановлением правительства Москвы от 9 июля 2014 года № 391-ПП разрешение на использовании воздушного пространства над Москвой выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы. В соответствии с требованиями статьи 49 ФП ИВП авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Согласно пункта 52 ФП ИВП, использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов. Сообщение о плане полета беспилотного воздушного судна (за исключением визуального полета беспилотного воздушного судна в случае, предусмотренном пунктом 52.1 настоящих Правил) подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства;
по обращению Романенко Алены Дмитриевны по вопросу правомерности осуществления полетов вертолетами над Московской кольцевой автомобильной дорогой доложено, что Сообщаем, что над указанной в обращении Московской кольцевой автодорогой проходит участок местной воздушной линии (далее – МВЛ КР 909). Полеты воздушных судов по МВЛ КР 909 осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. МВЛ КР 909 используется в соответствии с приказом Министерства транспортаРоссийской Федерации от 16 сентября 2015 года № 274 «Об утверждении маршрутов воздушного движения» и разработана с учетом существующей структуры воздушного пространства (запретных зон и зон ограничений полётов, районов аэродромов и существующих искусственных препятствий). Данный маршрут существует с 2001 года и был разработан Министерством обороны Российской Федерации и опубликован в Инструкции по использованию воздушного пространства Московской зоны единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. В настоящее время МВЛ КР 909 является единственным кольцевым маршрутом, расположенным в непосредственной близости от города Москвы по которому выполняют полёты воздушные суда (вертолёты), исключая воздушное пространство запретной зоны UUP53, установленной над городом Москва. Полеты выполняются над МКАД на высотах 100–200 м. Установить высоту полета выше не представляется возможным из‑за близко расположенных схем захода на посадку на аэродромах Внуково и Шереметьево. МВЛ КР 909 является важным элементом структуры воздушного пространства Московского региона и активно используется воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации, в том числе для выполнения государственных задач, а также полетов воздушных судов в целях оказания скорой медицинской помощи населению города Москвы. По данному маршруту выполняются полеты самолетов и вертолетов государственной, экспериментальной и гражданской авиации со скоростями до 450 км/час, по правилам визуальных полётов, для прилета на все аэродромы, вертодромы и посадочные площадки, расположенные вдоль московской кольцевой автомобильной дороги, в том числе на территории города Москвы, а также вылета с них с целью выполнения специальных задач. Воздушное пространство над указанным в обращении районом является контролируемым и нарушений использования воздушного пространства, связанных с несанкционированным органом управления воздушным движением нарушений маршрута полетов воздушных судов над указанным в обращении районом не зафиксировано.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.